Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
План работы по профориентации
Цель: создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.
Задачи:
· создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, района в кадрах, формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе;
· создать систему подготовки учащихся в рамках профориентационной подготовки;
· наладить деловые связи с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;
· осуществить диагностическую функцию, определить динамику развития личности;
· способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.
Пояснительная записка
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы нашел возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и, в достаточной степени, необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях: общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
В школе профориентационная работа проводится под руководством директора, заместителями по воспитательной и учебной работе, классными руководителями, учителями-предметниками.
Основные направления профориентационной работы:
1.Профессиональная информация: включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
2.Профессиональное воспитание: включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
3.Профессиональная консультация: изучение личности учащегося, носит индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Формы работы:
· профориентационные уроки;
· экскурсии;
· классный час по профориентации;
· встречи со специалистами;
· профдиагностика;
· участие в акции «Сто дорог одна твоя»;
· Всероссийские открытые уроки «ПроеКТОриЯ»;
· родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:
· участие в предметных олимпиадах;
· участие в конкурсах, проектах, мероприятиях, соревнованиях различной направленности;
· анкетирование и тестирование старшеклассников;
· профориентационные опросники;
· профориентационные игры.
Проведение открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «ПроеКТОриЯ», направленных на раннюю профориентацию.
Все выпуски будут размещены на платформе https://шоупрофессий.рф и доступны в группе проекта в контакте: https://vk.com/showprofessions.
План проведения уроков утвержден распоряжением Минпросвещения России от 10 августа 2022 года № Р-186 «Об утверждении плана проведения открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «ПроеКТОрия», направленных на раннюю профориентацию в октябре 2022 года». Проведение уроков запланировано на 07, 12, 18, 21 октября.
План проведения уроков утвержден распоряжением Минпросвещения России от 13 октября 2022 года № Р-245 «Об утверждении плана проведения открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «ПроеКТОрия», направленных на раннюю профориентацию в ноябре-декабре 2022 года». Проведение уроков запланировано на 08, 11, 15, 23, 29 ноября и 02, 06, 09 декабря.
Обращаем внимание, что просмотр уроков ориентирован не только на старшеклассников, но и для обучающихся начальной и основной школы.