Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
дальнийвосток2030.рф

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.

Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

 1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

ПОРТАЛ "Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности"

 

В соответствии с письмом Министерства  просвещения Российской Федерации от 26.01.2021 № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по  оценке функциональной грамотности»  информируем о том, что на платформе Министерства просвещения Российской Федерации функционирует портал "Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности" (далее - Портал функциональной грамотности). Портал функциональной грамотности размещен по ссылке https://fg.resh.edu.ru/  и предназначен для проведения диагностических работ в целях оценки уровня естественнонаучной, математической и читательской грамотности обучающихся 8, 9 классов.

 Портал функциональной грамотности позволяет учителям создавать диагностическую работу для своего класса, проводить ее, оценивать и осуществлять персональный контроль за прохождением диагностической работы каждым обучающимся. Банк заданий также дает возможность учителю осуществлять выполнение экспертизы работ (заданий), подразумевающих развернутый ответ учащегося.

  Для использования образовательных ресурсов Портала Функциональной  грамотности необходима регистрация  на образовательном портале  "Российская  электронная школа" (РЭШ)  (https://resh.edu.ru/ ). Подробная инструкция по созданию, проведению и оцениванию диагностических работ размещена на главной странице Портала функциональной грамотности.

 Обращаем   внимание, что   вопрос   формирования у обучающихся общеобразовательных организаций функциональной грамотности находится на постоянном контроле Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. 

Функциональная грамотность 5-6 кл В 2020-2021 гг

Во исполнение приказа министерства образования Приморского края «Об утверждении плана мониторингов в системе образования Приморского края» от 16.09.2020г. №993-а в образовательных организациях (далее ОО) Приморского края, реализующих образовательные программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования проводится мониторинг оценки уровня функциональной грамотности учащихся 5-6 классов общеобразовательных организаций Приморского края ( далее – Мониторинг).

Целью проведения Мониторинга является определение уровня функциональной грамотности учащихся 5-6 классов общеобразовательных организаций в части читательской, математической, финансовой и естественно- научной грамотности.

В Мониторинге принимают участие все ОО Приморского края, реализующие программы основного общего образования. Основным методом проведения Мониторинга является выполнение обучающимися 5 и 6 классов ОО Приморского края диагностической работы.

Сбор данных проводится путем внесения запрашиваемой информации в отчетные формы (Приложение 2 к Регламенту).

Банк заданий по функциональной грамотности по направлениям

Банк заданий по функциональной грамотности по направлениям: читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции.

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) // ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов // ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования»

Открытые задания PISA

Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности // fg.resh.edu.ru

Руководство пользователя с инструкцией для получения доступа к банку заданий

Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) // fipi.ru

Курсы по Функциональной грамотности

 п/п

Ф.И.О

Занимаемая должность

Курсы по Функциональной грамотности

1

Добряк Анна Сергеевна

Директор, учитель английского языка

22.12.2021-25.12.2021 ГАУ ДПО ПК ИРО г. Владивосток  «Формирование  и оценка функциональной грамотности учащихся уровня основного общего образования: глобальные компетенции по направлениям (читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность, креативное мышление)» (32 час)

2

Шарлай Евгения Григорьевна

Зам. директора,

учитель биологии

28.09.2021-13.10.2021 ООО «Инфоурок» Программа повышения квалификации «Функциональная грамотность школьников» (72 час)

20.11.2021-02.12.2021 ГАУ ДПО  ПК ИРО г. Владивосток  «Формирование  и оценка функциональной грамотности учащихся уровня основного общего образования: глобальные компетенции по направлениям (читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность, креативное мышление)» (32 час)

3

Архипова Нина Федоровна

Учитель математики

22.12.2021-25.12.2021 ГАУ ДПО ПК ИРО г. Владивосток  «Формирование  и оценка функциональной грамотности учащихся уровня основного общего образования: глобальные компетенции по направлениям (читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность, креативное мышление)» (32 час)

4

Лазаренко Наталья Петровна

Учитель русского языка

20.11.2021-02.12.2021 ГАУ ДПО  ПК ИРО г. Владивосток  «Формирование  и оценка функциональной грамотности учащихся уровня основного общего образования: глобальные компетенции по направлениям (читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность, креативное мышление)» (32 час)

5

Попович Маргарита Георгиевна

Учитель нач. классов

22.12.2021-25.12.2021 ГАУ ДПО ПК ИРО г. Владивосток  «Формирование  и оценка функциональной грамотности учащихся уровня основного общего образования: глобальные компетенции по направлениям (читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность, креативное мышление)» (32 час)

6

Михалищева Инна Валерьевна

Учитель нач. классов

22.12.2021-25.12.2021 ГАУ ДПО ПК ИРО г. Владивосток  «Формирование  и оценка функциональной грамотности учащихся уровня основного общего образования: глобальные компетенции по направлениям (читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность, креативное мышление)» (32 час)

7

Добряк Лариса Михайловна

Учитель технологии

22.12.2021-25.12.2021 ГАУ ДПО ПК ИРО г. Владивосток  «Формирование  и оценка функциональной грамотности учащихся уровня основного общего образования: глобальные компетенции по направлениям (читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность, креативное мышление)» (32 час)

8

Шикова Лариса Аркадьевна

Учитель литературы

01.04.22 г по 14.04.22 г ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» Школа современного учителя. «Развитие читательской грамотности» (56 час)

Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС

·           Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС НОО по русскому языку

·           Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе в 2022- 2025 учебном году

·           Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС ООО по пред.метной области Искусство

·           Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС ООО по технологии

·           Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности в начальной школе

·           Методические рекомендации по формированию ФГ в обновленных ФГОС по информатике

·           Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС ООО по физике

·           Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС по обществознанию

·           Функциолнальная грамотность в контексте обновленных ФГОС ООО по русскому языку

·           Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС по истории

·           Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС ООО по географии

·           Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС ООО по химии

·           Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС ООО по биологии

·           Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС ООО по основам безопасности жизнедеятельности

·           Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС ООО по иностранному языку

·           Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС ООО по физической культуре

Вебинары по развитию функциональной грамотности обучающихся

  • Часть 1 (смотреть). Использование в учебном процессе банка данных по оценке читательской грамотности обучающихся. (для специалистов   в области преподавания предметов социально-гуманитарного цикла)
  • Часть 2 (смотреть). Особенности отбора текстов и разработки заданий банка по читательской грамотности на базе предметов социально-гуманитарного цикла. Рекомендации по использованию в процессе обучения русскому языку банка заданий по оценке читательской грамотности.
  • Часть 3 (смотреть). Особенности заданий по оценке читательской грамотности, разработанных на базе текстов исторического содержания. Рекомендации по использованию в процессе обучения истории банка заданий по читательской грамотности.
  • Часть 4 (смотреть). Использование в учебном процессе банка данных по оценке читательской грамотности обучающихся (для специалистов в области преподавания предметов естественно - научного цикла цикла)
  • Часть 5 (смотреть). Особенности заданий по оценке читательской грамотности, разработанных на базе текстов биологического содержания. Рекомендации по использованию в процессе обучения биологии банка заданий по читательской грамотности.
  • Часть 6 (смотреть). Особенности заданий по оценке читательской грамотности, разработанных на базе текстов химического содержания. Рекомендации по использованию в процессе обучения химии банка заданий по читательской грамотности.
  • Часть 7 (смотреть). Особенности заданий по оценке читательской грамотности, разработанных на базе текстов физического содержания. Рекомендации по использованию в процессе обучения физике банка заданий по читательской грамотности.  

План мероприятий учителей по формированию функциональной по направлениям

План и календарь мероприятий школы по Финансовой грамотности

буклеты для родителей по финансовой грамотности

игры по финансовой грамотности

методические материалы по финансовой грамотности